Да, возможно. О том, с какими подводными камнями придется столкнуться на пути самостоятельного внедрения CRM-системы и о том, как их обойти, поговорим ниже. В тот момент, когда вы как руководитель компании приняли решение о внедрении CRM-системы, у вас появляется два сценария развития событий. Вы можете сделать это либо за счет уже имеющихся ресурсов, либо привлечь сторонние. Что я имею в виду? Назначить ответственного сотрудника или привлечь опытного интегратора. У каждого вашего решения есть цена, которую придется за него заплатить. Давайте посчитаем.
Сценарий 1. Как внедрять CRM-систему собственными силами
Это задача с двумя неизвестными, которая имеет несколько решений. Но в каждом из них вам понадобится сотрудник, которого необходимо обучить подключению CRM. От того, как вы решите это сделать и зависит вариативность данного сценария. Вы можете:
- Отправить одного из сотрудников компании на обучение. Для этого нужно найти компанию-подрядчика, которая выполнит эту услугу для вас за деньги. Такие существуют и делают они это в среднем за 40к рублей. Обучение займет до двух месяцев. На протяжении этого времени вам необходимо продолжать платить своему сотруднику зарплату, а после обучения и вовсе ее повысить.
Экономика этого варианта такая: 40к (обучение) + 60к (зарплата на время обучения - 2 мес) + 80к (зарплата после обучения и до момента внедрения - 2 мес). Итого 180к рублей. Риски:
- Нет гарантий, что сотрудник самостоятельно внедрит CRM правильно, а также есть риск того, что этот обученный сотрудник может уволиться из компании.
- Выбрать сотрудника и дать ему задание изучить материал по подключению CRM-системы своими руками. В этом случае возникает проблема поиска правильного источника, ведь в свободном доступе есть как достоверные, так и не достоверные. Искать на их стыке истину и постигать нюансы работы каждой CRM на практике - дело долгое и в 99% случаев неэффективное.
- Есть еще и третий вариант. Нанять в штат бизнес-аналитика, который будет заниматься только CRM. Он изучит бизнес-процессы компании, смоделирует их, а затем сможет автоматизировать, зная функционал CRM и возможности его использования. Такой сотрудник стоит дорого и он - не актив компании, а скорее постоянный расход.
Сценарий 2. Для внедрения CRM вы пригласили специально обученного специалиста
Здесь задача с одной неизвестной - вам нужно найти компетентного исполнителя, используя ряд факторов для подбора. Но когда вы его найдете, он избавит вас от рисков и лишних трат. Если брать за основу структуру нашей услуги, то при внедрении CRM под ключ вы получаете:
Экономика этого варианта: внедрение под ключ в среднем по рынку - 150к рублей.
Внедрение CRM под ключ Риски: отсутствуют. Налицо преимущества от работы с опытным интегратором. Такое сотрудничество сэкономит вам и время, и деньги. Однако если вы все же решили внедрить CRM-систему своими руками, рекомендую обратить внимание на 4 фактора, которые так или иначе повлияют на вас и на ваш бизнес при таком решении. Я вывел их опытным путем, внедряя CRM: 1-й фактор. Время. Посчитайте, сколько стоит ваш один рабочий час и сравните его со стоимостью часа работы интегратора. Теперь ответьте себе на вопрос: что рентабельнее? 2-й фактор. Ошибки. Они будут вам дорого стоить, поэтому не экспериментируйте! В итоге вы потеряете втройне:
- свое время,
- деньги, которые вы бы заработали с уже настроенной CRM,
- деньги, которые вы потратите на услуги внедрения от интегратора, когда поймете, что сложно самому.
3-й фактор. Бюджет. Выбирайте сразу опытных интеграторов, обращайте внимание на схему внедрения специалистов - она о многом вам расскажет. Более подробно о выборе подрядчика написано у нас в статье "Как выбрать специалиста по внедрению CRM". 4-й фактор. Бизнес. Делая неправильный выбор, вы потеряете время и деньги компании, но самое страшное то, что вы можете потерять веру в эффективность и пользу CRM и никогда не сделаете свой бизнес лучше.
Вот мы и посчитали. Теперь у вас есть два сценария и вы точно знаете, с чего начать внедрение CRM-системы независимо от того, какой из них вы выберете.
Если вы хотите глубже погрузиться в мир CRM, тогда здесь можете почитать об их видах и функциональных возможностях, а если записаться на консультацию - заполните форму внизу страницы.
С вами был я, Максим Трофимов, и я всегда рад вам помочь!